Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Ну и шестое чувство — интуиция. А какие же еще два?
Вальдорфская педагогика опирается на несколько иной перечень ощущений, чем тот, что принят в официальной психологии. Но он весьма интересен.
А главное, его использование дает превосходные результаты. Малыш развивается в собственном темпе и потому здоров, жизнерадостен, добр и творчески относится к любой деятельности.
Но если о воспитании в вальдорфских детских садах и школах мы знаем много, то о развитии младенца в соответствии с этой системой материала меньше. Доктор медицинских наук, профессор Наталья Костинская рассказала об истоках. Это чувство осязания, жизни, движения, равновесия, обоняния, вкуса, зрения и тепла. И они не только позволяют узнать мир, но и активно формируют характер. Стимулируя то или иное ощущение малыша (скажем, предоставляя ему возможность упираться ножками в поверхность), вы воспитываете ту или иную черту личности. И наоборот, не обогащая его чувства, вы тормозите развитие души.
1. Осязание: границы своего тела
Возможность касаться различных поверхностей — твердых и мягких, гладких и шершавых — позволяет малышу почувствовать границы своего тела. Благодаря этому кроха получает уверенность в том, что существует, причем он отделен от окружающего мира, а не является его частью.
- Штанишки не позволяют карапузу, лежа в кроватке, упираться во что-нибудь ногами. А тугое пеленание не дает шевелить ножками. Поэтому идеален конверт: в нем маленький может ощущать сопротивление ткани.
- Поцелуи, объятия, щекотка, массаж — все это не только проявления вашей родительской любви, но и экскурсия в мир осязания!
- Одевайте кроху в шелковую, вискозную и шерстяную одежду. Эти материалы гигиеничны и к тому же несут в себе тепло.
2. Движение: воля и целеустремленность
Умение ставить перед собой цели и достигать их формируется в те моменты, когда малыш улыбнулся маме, призывая ее поиграть с ним, когда пополз к интересной игрушке.
- Первым целенаправленным движением младенца вальдорфцы считают улыбку. Обязательно общайтесь с малышом!
- Откажитесь от манежиков. Лучшее, что вы можете сделать для формирования силы воли крохи — это постелить на пол одеяло и разрешить (под вашим надзором!) ползать по нему без ограничений!
Лечебные аппараты, наподобие стремян Павлика, ограничивают подвижность ребенка. Очень
важно давать ему возможность дотягиваться до игрушек руками.
3. Обоняние: совесть
По запаху человек отличал съедобное и свежее от вредного и несъедобного. Поэтому считается, что обоняние формирует предпосылки совести, способности отличать хорошее от плохого.
- Есть 4 группы ароматов: природные, лекарственные, опасные и пищевые. Окружайте малыша запахами, «рассказывающими» о хорошем: природными.
- Пластик сигнализирует на уровне инстинктов об опасности. Привлекательные игрушки из него размывают понятия о добре и зле.
4. Чувство жизни: мужество и сострадание
Когда малыш сух и сыт, он уверен, что жизнь прекрасна! В будущем этот оптимизм даст ему душевные силы для сострадания и мужество переживать боль.
- Сделайте все от вас зависящее, чтобы карапузу было комфортно. Натуральная одежда, удобная кроватка, ощущение сытости вселят в ребенка смелость и оптимизм.
- Не ограждайте вашего кроху от неизбежных падений и ушибов. Если он уже понял, что мир к нему дружелюбен, то переживая боль, он сможет сочувствовать и другим людям, когда им тоже больно.
- Позвольте своим детям болеть. 3-4 простуды в год — это нормально. Не паникуйте, а разумно лечите.
5. Вкус: культура
То, чем вы кормите кроху, формирует его внутреннюю культуру, чувство вкуса, разборчивость в искусстве и выборе впечатлений.
- Грудное молоко — основа внутренней культуры. А вот с прикормом уже могут начаться проблемы. Выбрали питание по принципу «вкусно», а не «полезно»? Будьте готовы к тому, что и в духовном плане ребенок станет употреблять фаст-фуд.
- Младенцу давайте только кислое и сладкое (натуральное, без сахара). С 4 лет подключайте горькое, а соль — после 13-14 лет.
6. Равновесие: мудрость
Это чувство закладывается до года, а проявляется уже после десяти лет. Благодаря ему ребенок сможет спокойно переживать невзгоды, не впадать в эйфорию от успеха и сохранять во всех ситуациях душевное равновесие.
- Вальдорфцы убеждены, что не возникновение доминанты в голов-ном мозгу малыша заставляет его сделать первый шаг, а, наоборот, первые шаги активизируют соответ-ствующую зону мозга. Поэтому не дожидайтесь, пока наступит среднестатистический срок, а просто предоставьте крохе возможность свободно передвигаться, падать, вставать. Но, конечно же, коврик или одеяльце не помешают!
- Не стоит с утра до вечера водить кроху за ручки, согнувшись над ним, хотя ему, безусловно, это очень бы понравилось. Он должен сам совершить эту работу: научиться передвигаться в вертикальном положении, сохраняя равновесие. По этой же причине неприемлемы и ходунки. А вот цепляться за стулья и стены — пожалуйста!
- Объемные мягкие комбинезоны смягчают удар. Ребенок не научится беречься, не станет стремиться к равновесию, коль падение не несет неудобств. Когда он подрастет, падать с большей высоты и в более тонкой одежде будет намного больней, а страховаться он, к сожалению, не научился.
7. Тепло: энтузиазм
Чувство тепла, то есть наиболее комфортной и полезной для организма температуры, предохраняет кроху от перегрева и простуд. И учит наслаждаться теплом человеческого общения.
- Из физики известно, что тепло — это энергия, которая преобразуется в движение. В холоде же все процессы приостанавливаются. Именно поэтому продукты в холодильнике и не портятся: жизнедеятельность вредных микроорганизмов прекращается. Выходит, для того, чтобы малыш был деятельным, ему необходим комфортный температурный режим.
- На духовном уровне чувство тепла учит ребенка ощущать радость, удовлетворение. Позже на основе этих чувств ребенок захочет приносить радость и окружающим, отвечать заботой на заботу.
- Ощущение тепла формирует иммунитет карапуза. Когда ему слишком жарко, он хнычет, требуя прохлады. А например, чихая, ребенок не только освобождает нос от корочек, но и как бы перенастраивает теплообмен тела. Замечали, что при чиханье становится немного теплее? Так организм борется с подступающей простудой.
8. Зрение: понимание
Глазами человек воспринимает 80% всей информации. С помощью зрения малыш видит не только окружающий мир, но и себя самого. А еще глаза видны другим людям. Когда говорят, что они зеркало души, — это не метафора, а констатация научного факта.
- Глаза — орган познания, который легче всего обмануть. Например, наблюдение за движущейся спиралью порождает иллюзию, что она движется в противоположном настоящему направлении. Поэтому важно не перегружать зрение малыша, а дать ему возможность самостоятельно научиться видеть мир и понимать его.
- Пусть до полугода младенца окружают вещи трех основных цветов: красного, желтого и синего. Потом добавьте зеленый, чуть позже — фиолетовый с оранжевым и голубым.
- Изображения на стенах, надписи и рисунки на шапочках и кофточках крохи активно воздействуют на его зрение и формируют внутренний мир. Следите за их содержанием!
- Не спешите знакомить ребенка с телевизором. Как бы добры и качественны ни были мультфильмы, восприятие младенца не готово для наблюдения за экраном. Излишняя, ранняя нагрузка на зрение не даст ему нормально сформироваться.