Развитие ребенка от одного до двенадцати месяцев играет важную роль в дальнейшем его становлении как индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности.
На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с отправлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.
1-й месяц
- Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах.
- Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
- Пытается поднимать и удерживать голову лежа на животе.
2-й месяц
- Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см)
- Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.
- Прислушивается к голосу или звучанию предмета.
- Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
3-й месяц
- Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках.
- В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками.
- Лежит на животе несколько минут опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову.
- При поддержке под подмышками крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность.
- В вертикальном положении на руках у взрослого хорошо удерживает голову.
4-й месяц
- По звуку отыскивает невидимый объект — поворачивает голову к источнику звука.
- Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается.
- Громко смеется, когда с ним заигрывают.
- Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки.
- Во время кормления придерживает руками бутылку или грудь матери.
5-й месяц
- Отличает близких от чужих людей.
- Различает тон, с которым к нему обращаются
- Во время бодрствования подолгу гулит.
- Удерживает в руке погремушку.
- Подолгу лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
- Поворачивается со спины на живот.
6-й месяц
- Начинает произносить отдельные слоги.
- Свободно берет погремушку из разных положений.
- Переворачивается с живота на спину.
- Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.
- Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
7-й месяц
- Подолгу лепечет — повторно произносит одни и те же слоги.
- Играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
- Хорошо и много ползает.
8-й месяц
- Громко и повторно произносит различные слоги.
- По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свиданья», «дай ручки» и т.д.).
- Во время бодрствования занимается с игрушками долго: рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
- Сам садится и ложится (из сидячего положения).
- Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.
- Пьет из чашки, которую держит взрослый.
9-й месяц
- Подражает взрослому — повторяет за ним слоги, которые имелись в его лепете.
- Знает свое имя — оборачивается на зов.
- Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
- Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.
10-й месяц
- Подражает взрослому — повторяет за ним разнообразные звуки и слоги.
- По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку.
- Играя самостоятельно проделывает разученные действия с предметами, подсказанные их свойствами, например вынимает и вкладывает, открывает и закрывает.
11-й месяц
- Употребляет первые слова обозначения (ав-ав, кис-кис, дай).
- По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
- Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
- Стоит самостоятельно.
12-й месяц
- Легко подражает новым слогам.
- Употребляет около 10 слов.
- Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
- Самостоятельно ходит (встает, идет, садится).
- Пьет из чашки, сам держит ее.