Развитие ребенка процесс очень индивидуальный, поэтому сроки, которые считаются нормой очень относительны. Прежде чем малыш сможет сказать свои первые слова, он проходит долгий путь обучения и подготовки к этому.
Новорожденный малыш может выражать все свои потребности исключительно плачем, однако уже к концу первого месяца можно заметить кроме крика некоторые другие звуки, которые пока еще не связаны ни с какими внешними факторами, но уже являются началом тренировки.
Примерно после 2 месяцев в «лексиконе» малыша появляются не только новые звуки, но и разные интонации, не связанные с криком и плачем. Ребенок начинает «гулить», во время плача появляются так же различные интонации и если внимательно наблюдать за малюткой, можно даже понять, чего он хочет в данный момент. В 2-3-месячном возрасте он уже реагирует на появляющегося в его поле зрения человека, но маму узнает только по запаху.
После 4-5 месяцев разнообразие звуков и интонаций продолжает активно увеличиваться — появляется рычание, варьирует высота звука — от писка до баса. Постепенно ребенок пытается по-своему подражать звукам, и интонациям, которые он слышит.
Дальнейшее развитие направлено на совершенствование голосового аппарата, появляются явно слышимые звуки, которые можно принять за начало речи — ма, ба, но это еще неосознанные соединения звуков, которые пока еще к человеческой речи не имеют отношения. Обычно после годика ребенок может произнести свое первое слово в любое время, тем не менее, нормой считается, если малыш не желает разговаривать до 2-2,5 лет, а иногда и позже. Причем, замечена закономерность — мальчики начинают говорить позже, чем девочки, позже может заговорить и ребенок, с которым мало разговаривают взрослые. Однако, как я писала выше, начало речи и общее развитие ребенка процесс настолько индивидуальный, что не стоит искать причины, там где их нет.
К врачу стоит обратиться в случае, если малыш не проходит важные стадии развития речи — не меняет интонации, не гулит и не пытается объяснить родителям чего он хочет.