Все наши движения обусловлены напряжением определенных групп мышц. Так удерживание головки в положении лежа на животике, сидение, ползание, ходьба — все эти навыки развивают крупную моторику.
Только что родившийся ребенок уже обладает некоторыми навыками — он может активно сосать, глотать и переваривать материнское молоко, громко кричать при дискомфорте и развитие его при нормальных условиях происходит с неимоверной скоростью. Далее, с развитием различных участков мозга, совершенствовании связей между ними, а так же укреплением мышц малыш учится поднимать головку, затем переворачивается — вначале рефлекторно, случайно, а затем и осознанно. Следующий этап развития крупной моторики — малыш, подвернув одну ножку, садится самостоятельно и может удержать равновесие, какое-то время. Следующие важные этапы развития крупной моторики ребенка — ползание (после 7-8 месяцев), малыш встает на ножки, ходит, поддерживаемый за ручки или держась за опору и, наконец — идет самостоятельно. Все эти умения требуют от маленького человека очень больших усилий и напряжения, причем, не только мышечного — развитие мозга ребенка способствует новым навыкам, напряжение при обучении способствует развитию мозга.
Мелкая моторика — более тонкая, задействована в работе пальчиков, координации работы коры головного мозга, движения глаз и рук. Развитие навыков, связанных с мелкой моторикой можно заметить когда малыш рассматривает свои ручке и пытается скоординировать их движения, постепенно дотягиваясь до игрушки а позже и захватывая ее. Вначале удерживать предмет сложно — первый навык в этом ладонный захват, всей рукой, затем — большим указательным и средним пальцем. Примерно после 6 месяцев, можно заметить, как малыш пытается захватить мелкий предмет и деталь игрушки двумя пальчиками, указательным и большим — он осваивает пинцетный захват, который будет совершенствоваться. С этого момента развитие мелкой моторики стремительно ускоряется и главное — не мешать малышу осваивать такие важные для его развития умения.
Итак, крупная моторика это:
Работа групп крупных мышц всего тела — рук, ног, шеи, спины. Важно не ограничивать ребенка, когда он начинает перемещаться самостоятельно, обезопасив при этом постоянно расширяющуюся территорию его путешествий. Не торопите малыша, обучая тому, что он должен уметь в соответствии с графиками развития — каждый ребенок развивается индивидуально, форсируя события можно нанести вред.
Мелкая моторика:
Управление пальчиками — пинцетный захват, указание пальцем на предмет, в дальнейшем — рисование, письмо. Предлагайте малышу игрушки в соответствии с его интересом на конкретном этапе развития, используйте подручные материалы — крупы, фасоль, пуговицы и др., позже — всевозможные застежки, шнуровки и книжечки с окошками, при этом постоянно общаясь с ребенком.