«Возрастной кризис!» — вздыхают мамы, глядя на своих капризничающих детей.
На самом деле, то, что мы привычно называем кризисом — всего лишь свидетельство того, что малыш растет и его потребности и возможности меняются. Но ведь это — закономерно! Так, может, не стоит бояться кризисов, а попробовать преодолевать их вместе?
Говорят, чужие дети быстро растут. Наши собственные растут ничуть не медленнее, просто это не так заметно. Возможности, способности и умения ребенка увеличиваются, а мы, родители, исходим из того, что он умел и мог вчера. И в соответствии с этим строим свои отношения с малышами. Пока ребенок маленький, он целиком и полностью зависит от взрослых, через них взаимодействует с миром и удовлетворяет свои потребности. По мере взросления ведущая роль взрослых отходит на второй план, а мы все думаем, что без нашей помощи и опеки малыш обходиться никак не может. Это противоречие между новыми возможностями детей и «старыми» взаимоотношениями с родителями разрешается в форме кризисов развития.
Психологи называют их возрастными или нормативными — в том смысле, что избежать их практически невозможно. В моменты кризисов поведение детей резко меняется, появляются ранее несвойственны черты: капризность, негативизм, упрямство, а иногда даже деспотизм и ревность, демонстративное неподчинение требованиям взрослых. Конечно, все это создает трудности в общении, в воспитании, родители часто бывают напуганы, даже обращаются к врачу. Если рассматривать неизбежность возрастных кризисов как не очень хорошую новость, то спешим обрадовать вас: есть новость и получше: все эти трудности временны. Как только взрослые изменят свое отношение к ребенку, воспринимая его с точки зрения растущих сегодняшних возможностей, предоставят ему больше самостоятельности, изменят «правила игры», негативные проявления исчезают.
Сегодня мы поговорим о самом первом кризисе в жизни вашего малыша: кризисе первого года.
Не мешайте мне, пожалуйста!
Сущность кризиса первого года жизни выражается в стремлении ребенка к примитивной физической самостоятельности. Примерно в возрасте от года до полутора малыши уже хорошо умеют стоять на ногах и быстро перемещаться, прибегая при этом к старому проверенному способу — ползанию. Наверняка, вы не раз поражались, насколько быстро годовалый малыш может переползти из комнаты в кухню, что-то быстренько там схватить, уронить и обрадоваться. И ведь не то, что бы вы не могли его догнать — просто не ожидали от малыша такой прыти…
А поразительное умение малыша перемещаться, держась при этом за какую-нибудь опору? Всю квартиру он может обойти, опираясь на мебель, стены и прочие предметы. Причем, заметьте, не вы проложили для него этот маршрут — он САМ приспособил окружающие его предметы для своей потребности передвигаться как можно дальше, быстрее и — главное — самостоятельно! Каждое освоенное самостоятельно движение — это своего рода скачок. И у многих детей он вызывает «сбои» в поведении: ребенок может начать хуже спать, капризничать. Ведь в отличие от нас, взрослых, их нервная система незрелая, поэтому приобретение новых навыков, осознание своих возможностей делает малыша эмоционально неустойчивым.
Как же реагируем на такую активность мы, взрослые? Поскольку в этот период любой предмет обихода может представлять угрозу для здоровья и жизни малышей, мы стараемся предотвратить и обезопасить их деятельность. Опрокинутые стулья, чашки, щель в плохо прикрытой двери, оставленные в зоне досягаемости мелкие предметы (кнопки, пуговицы), дверные шкафчики, напольные вазы, электрические розетки — в доме, где есть годовалый малыш, все это — объекты пристального внимания взрослых. Родители стараются не оставлять детей одних, изолируя их в манеже или кроватке. Естественно, такие ограничения не устраивают любознательных малышей, уже познавших дух свободы. Теперь им не интересно на руках у взрослых, они хнычут и капризничают, вырываются и бунтуют. Окружающие предметы привлекают их гораздо больше, чем резиновые игрушки и погремушки.
У детей другая задача: активно познавать свойства и назначение различных вещей. Мы же пытаемся постоянно посредничать в этом процессе или же всеми силами тормозим его. И это посредничество мешает нормальному развитию малыша, естественному взаимодействию его с окружающим миром. Взрослые перестали быть нужными ежесекундно, ведь малыш многое научился делать сам. Вот в этом противоречии и берут начало протестные формы поведения, которые называют кризисом первого года жизни. Перевязанные веревочкой ручки дверных шкафчиков, убранные со всех поверхностей мелкие и не очень предметы, плотно прикрытые двери — все эти ограничения не устраивают детей, они начинают протестовать и даже хитрить. Тактики поведения маленькие исследователи выбирают разные: это и отказ от выполнения требований, и активное настаивание на своем, и другие действия, вызывающие возмущение и даже отчаяние родителей.
Станьте союзниками
Только изменив свое отношение к ситуации, можно наладить контакт с маленьким негативистом. Ваше посредничество малыш воспринимает негативно? Станьте для него источником информации, образцом умений и навыков. Не физическое взаимодействие, а речевое общение — это та форма, которая поможет наладить контакт в момент кризиса. Ведь именно теперь у малыша формируется потребность в освоении речи как средства взаимодействия, управления поведением другого человека. Вы можете называть окружающие вещи, демонстрировать назначение и способы действия с ними, и малыш не устанет повторять по много раз одни и те же слова, повторять одни и те же действия — открывать и закрывать коробочку, нажимать на кнопочку, засовывать пальчик в колечко. Не мешайте ему. Ваша задача — комментировать его действия и следить, чтобы малыш не причинил вред здоровью. Манипуляции с различными веществами (жидкостями, кашицами), упругими и твердыми предметами не просто удовлетворяют любопытство детей, но являются необходимым условием для их полноценного психического развития.
Пробы и ошибки неизбежны в этом возрасте, они — основа опыта. Если вы кормите малыша с ложечки, дайте ему в ручку еще одну, побуждайте его есть самостоятельно. Малыш пытается самостоятельно одеться или стянут с себя ботинок — не бросайтесь к нему с фразой: «Сейчас я тебе помогу!», пусть поэкспериментирует!
Также следует подходить к решению проблемы личной гигиены. Вы можете показать ребенку, как пользоваться горшком, но не принуждайте его к этому, просто по мере необходимости напоминайте о его назначении. Стыдить малыша, сравнивать с другими — недопустимо.
Помните, ваша задача — создать малышу поле для самостоятельной деятельности. Безопасное, интересное, познавательное поле. И действовать вместе с ребенком, а не ЗА него — это самый короткий путь к преодолению негативных проявлений кризиса первого года жизни. Порадуйтесь вместе с малышом его любознательности, открытости, непосредственности и неуемному желанию учиться. Ведь радость, разделенная с другим — это радость вдвойне!