С одной стороны Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» призывает учить детей иностранному языку чуть ли не с пеленок. С другой стороны психологи и логопеды предупреждают: одновременное усвоение и родного и иностранного языка приводит к проблемам с речью: от заикания до задержки речевого развития. Недавние исследования ученых поставили точку в этом споре.
Оказывается, изучить иностранный язык так, словно он родной только и можно до 4 лет. Исключение некоторые люди, мозг которых сохранил и во взрослом возрасте некоторые свойства мозга ребенка. О каких свойствах идет речь?
Все дело в особой миелиновой оболочке. Она активно вырабатывается и покрывает те или иные участки мозга именно с рождения и до 4 лет. Эта оболочка связана с речевыми навыками. После 4 лет эта оболочка теряет способность покрывать другие участки мозга и изучение языка в более позднем возрасте происходит не только намного труднее, но и качественно совсем иначе. Поэтому ученые советуют учить ребенка с рождения сразу двум, а то и трем языкам.
Но как же проблемы с речью? Дело в том, что они не являются обязательными. Просто в двуязычных семьях родители, как правило — представители различных культур и их требования к ребенку тоже различны. Отсюда — невротизация ребенка и его заикание или общая, в том числе и речевая задержка развития. Если родителям разных культурных традиций договориться о единых подходах к воспитанию, то и проблем с речью не будет.