К концу 1-го года малыш начинает понимать речь. Но понимание речи еще очень своеобразно — зачастую оно относится не к отдельным предметам и действиям, а к ситуации в целом.
Существует две научные теории о том, как дети обучаются языку. Первая теория предполагает, что младенцы впитывают информацию быстро и легко. И чем больше данных они получают, тем эффективнее проходит обучение. Вторая теория гласит, что люди, имеющие врожденные способности к языкам, подходят к обучению рационально. Им достаточно представить всего три образца для усвоения информации.
А вот ученые из Аризонского университета вывели третью теорию. Во время тестов изучалсяа уровень интереса и степень привлекательности для младенцев образцов информации, соответствующих или не соответствующих ранее представленным данным. Как оказалось, что в возрасте 4-9 месяцев дети легко выделяли подобные информационные ряды из числа представленных.
«Для обучения детям нужно меньшее количество примеров», — резюмируют ученые. Таким образом, младенцы не просто впитывают информацию, а подходят к обучению рационально. То есть, они рассматривают данные, поступающие из окружающей среды, логически. Дети быстрее запомнят информацию о предмете, если она будет представлена тремя разными людьми и под различным углом».
Хотя годовалый малыш по просьбе матери показывает, где у него нос, глазки, ножки. Но вот об этом просят другие люди — и ребенок не отвечает на просьбу, он просто не понимает ее. Дело в том, что сигналом к действию служат пока не слова сами по себе, а жесты, мимика, интонация матери. Лишь со временем ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто произносит их, какими жестами они сопровождаются. Слова постепенно приобретают самостоятельное значение.
Пассивный словарь крохи (это слова, которые малыш понимает) в отличие от активного словаря (слова, произносимые самим ребенком) быстро нарастает в первом полугодии 2-го года и особенно во втором полугодии. Сначала ребенок усваивает названия непосредственно окружающих его вещей, затем имена взрослых, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица.
После 1,5 лет малыш сам начинает спрашивать о названиях предметов. Сначала он только показывает пальцем на какие-нибудь вещи и вопросительно смотрит на взрослого. Иногда он произносит при этом отдельные звуки. Затем к жесту присоединяются слова.
В 2 года малыш понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком.